Комплексный объект Лубягино

Комплексный объект Лубягино

ИНФОРМАЦИЯ

о создании комплексного объекта обработки, утилизации и размещения ТКО на территории Кирово-Чепецкого района

(презентация)

Любая хозяйственная деятельность оказывает воздействие на окружающую среду. Воздействие должно быть минимизировано за счет внедрения природоохранных мероприятий, соблюдения природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований, соблюдение размеров санитарно-защитных зон (СЗЗ).

По поручению Президента РФ Путина на территории России с 2019 года началась масштабная мусорная реформа, мы называем ее реформой чистоты. Основной посыл реформы – минимизация количества отходов, размещаемых в окружающей среде.

В послании Президента РФ к Федеральному собранию в декабре 2019 говорится: «Нужно кардинально снизить объём отходов, поступающих на полигоны, внедрять раздельный сбор мусора, в целом переходить на экономику замкнутого цикла…»

Для Российской Федерации к 2024 году показатели по обработке (сортировке) и утилизации (переработке) твердых коммунальных отходов на уровне должны быть достигнуты на уровне:

- Обработка 60%

- Утилизация 36%

В Кировской области мы должны достигнуть таких же показателей.

Ежегодно на территории Российской Федерации образуется около 60 млн тонн ТКО, примерно на каждого жителя приходится по 400 кг в год. Сегодня не более 8% извлекается для последующей переработки.

В настоящее время в России функционирует 243 комплекса по утилизации (использованию) отходов, 53 комплекса по сортировке отходов, около 40 мусоросжигающих заводов.

В Кировской области ежегодно образуется 316 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, из них 70% в городах Кирове, Кирово-Чепецке и Слободском. Размещаются они на 24 полигонах.

Коммунальные отходы – это продукты жизнедеятельности человека, в том числе – бытовая мебель, тара и упаковка, старая мебель, пищевые отходы, уличный смет, мусор от офисных помещений.

Стандартная схема обращения с коммунальными отходами в экотехнопарках с замкнутым циклом на основе мирового опыта включает:

сбор и вывоз ТКО из населенных пунктов на мощности по сортировке (или обработке) отходов с извлечением полезных фракций, которые перерабатываются в продукцию. Отсев (пищевые отходы, уличный смет, органика) направляется на биокомпостирование.

Неутилизируемую часть (или хвосты) размещают на современных полигонах, или перерабатывают в RDF-топливо для термической утилизации на предприятиях, позволяющих получать энергию и тепло.

Современный полигон – это техническое сооружение с многоуровневой системой безопасности, которая защищает окружающую среду от загрязнения:

- санитарно-защитная зона по периметру объекта (не менее 500 метров),

- применение современных защитных материалов (геомембран) для предотвращения попадания загрязняющих веществ в почву и грунтовые воды;

- применение послойной пересыпки отходов грунтом или глиной с последующим уплотнением специализированной техникой (катки-уплотнители),

- устройство газоотводных скважин для предотвращения скопления свалочных газов в теле полигона и возможности возгорания отходов.

- постоянный контроль за состоянием полигона (наблюдательные скважины, замеры воды, воздуха и почв), а также организация видеонаблюдения за деятельностью персонала, ввозимыми отходами.

На территории области в целях реализации реформы к 2029 году должно быть 8 полигонов, 13 объектов мусоросортировки, 2 объекта утилизации и 1 комплексный объект сортировки, утилизации и размещения отходов. Расширение действующего полигона ТБО «Лубягино» и строительство мусоросжигательного завода не планируются.

Более подробная информация размещена в разделе территориальная схема обращения с отходами на сайте министерства охраны окружающей среды Кировской области.

Создание коммунально-промышленной территории, включающей комплекс объектов в Кирово-Чепецком районе планировалось начиная с 2010 года (концепция обращения с отходами, генеральная схема очистки территории населенных пунктов).

В соответствии с новой территориальной схемой обращения с отходами, которая прошла повторное обсуждение и была опубликована в широком доступе, на территории Кирово-Чепецкого района запланировано создание комплексного объекта по обработке, утилизации и размещению ТКО.

На территории Федяковского поселения Кирово-Чепецкого района есть сложившаяся промзона с действующим полигоном для захоронения промышленных и бытовых отходов. В составе промзоны есть участок термического уничтожения медицинских, нефтесодержащих и биологических отходов, который эксплуатируется уже более 10 лет.

Жалоб или иных обращений от населения близлежащих населенных пунктах, по вопросам эксплуатации действующего объекта в органы власти не поступало. Результаты надзорных мероприятий различных природоохранных служб показывают отсутствие нарушений в ходе эксплуатации объекта.

В соответствии с утвержденным ранее проектом строительства полигона были запланированы 6 карт. На сегодня построены и эксплуатируются только 3. Далее планируется этот объект закрыть.

На прилегающей территории планируется создание нового комплексного объекта обработки, утилизации и размещения ТКО.

Новый комплексный объект будет состоять из площадки общего сбора отходов, сортировочной площадки, предприятий по переработке вторсырья (стекла, бумаги, картона, пластика) и площадки захоронения, на которую будут поступать оставшиеся неперерабатываемые отходы («хвосты»). Органические отходы, путем биокомпостирования будут превращаться в удобрения или техногрунт. Планируется, что захораниваемая часть отходов составит порядка 10% от общего объема привозимых на объект отходов.

Это экологически безопасное автоматизированное производство, которое осуществляется с применением современных наилучших доступных технологий.

Положительный эффект от создания комплекса, в первую очередь для жителей городов Кирова, Кирово-Чепецка и Кирово-Чепецкого района, заключается в следующем:

Создание новых предприятий по переработке вторичного сырья.

Создание новых рабочих мест (порядка 130).

Предприятие будет зарегистрировано на территории Федяковского поселения и будет являться одним из крупных налогоплательщиков.

Увеличение доходов местного бюджета, дополнительное развитие территорий.

Повышенное внимание к потребностям жителей, в том числе к ремонту дорог и общественных помещений, ускорение газификации.

Предотвращение роста тарифов для населения.

(в случае значительного удаления объекта захоронения отходов от источников их образования тариф резко увеличится).

Предварительно, до начала проектирования объекта, дважды будет проведено общественное обсуждение намечаемой хозяйственной деятельности. Первое - по проекту технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду – ОВОС. ОВОС будет проводиться на всех этапах проектирования (от изысканий, до выбора технологий и проектных решений). Граждане могут участвовать в процедуре ОВОС через общественные слушания, их будет 3 этапа. Затем проводятся 2 государственные экспертизы: экологическая и строительная.

В процессе проектирования будет изучено состояние территории и экологии в зоне расположения предполагаемого объекта, степень воздействия будущего объекта как при его строительстве, так и при эксплуатации. Будут также разработаны мероприятия и меры по уменьшению воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды. Все технические, технологические и природоохранные решения должны соответствовать нормам и требованиям, установленным в Российской Федерации.

Проект технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

Информационное сообщение о начале общественных обсуждений по техническому заданию на разработку ОВОС