О решении Верховного Суда Российской Федерации об отходах, образующихся при уходе за газонами, древесно-кустарниковыми посадками!
В октябре текущего года Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации исходя из рассмотренных нормативных положений определено, что образующиеся в результате ухода за придомовой территорией жилых домов, многоквартирных домов растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, расположенными на этой придомовой территории, относятся к твердым коммунальным отходам.
Указанные выводы Верховного суда Российской Федерации мотивированы положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Жилищного кодекса РФ, согласно которым твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее – ТКО).
В связи с чем Верховный Суд установил, что обращение с отходами, образующимися при уборке придомовой территории, обеспечивают региональные операторы по обращению с ТКО в рамках установленного единого тарифа. Определение Верховного Суда находит подтверждение в методических рекомендациях по вопросу организации работы с отходами и исключению захламления контейнерных площадок, утвержденных министерством в 2022 году. Согласно методическим рекомендациям отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (уличный смет, растительные отходы) также отнесены к ТКО.
При этом в соответствии с требованиями методических рекомендаций обрезки сучьев и ветвей деревьев и другие габаритные отходы, образованные внутри частных домохозяйств, допускается складировать в контейнер только при условии их предварительного измельчения. Запрещается складирование ТКО помимо контейнеров.
Законодательством установлена обязанность регионального оператора принимать ТКО в местах (площадках) накопления. Коммунальная услуга по обращению с ТКО считается оказанной с момента погрузки мусора в мусоровоз. Таким образом, вывоз ТКО, размещенных не в контейнере (за территорией контейнерной площадки или другом непредназначенном для этого месте) не относится к обязанностям регионального оператора. Обращение с ними осуществляют органы местного самоуправления. В Кировской области при проведении замеров в целях установления нормативов накопления ТКО учитывались растительные отходы (ботва, обрезки сучьев), размещенные в контейнерах.
Указанные выводы Верховного суда Российской Федерации мотивированы положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Жилищного кодекса РФ, согласно которым твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее – ТКО).
В связи с чем Верховный Суд установил, что обращение с отходами, образующимися при уборке придомовой территории, обеспечивают региональные операторы по обращению с ТКО в рамках установленного единого тарифа. Определение Верховного Суда находит подтверждение в методических рекомендациях по вопросу организации работы с отходами и исключению захламления контейнерных площадок, утвержденных министерством в 2022 году. Согласно методическим рекомендациям отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (уличный смет, растительные отходы) также отнесены к ТКО.
При этом в соответствии с требованиями методических рекомендаций обрезки сучьев и ветвей деревьев и другие габаритные отходы, образованные внутри частных домохозяйств, допускается складировать в контейнер только при условии их предварительного измельчения. Запрещается складирование ТКО помимо контейнеров.
Законодательством установлена обязанность регионального оператора принимать ТКО в местах (площадках) накопления. Коммунальная услуга по обращению с ТКО считается оказанной с момента погрузки мусора в мусоровоз. Таким образом, вывоз ТКО, размещенных не в контейнере (за территорией контейнерной площадки или другом непредназначенном для этого месте) не относится к обязанностям регионального оператора. Обращение с ними осуществляют органы местного самоуправления. В Кировской области при проведении замеров в целях установления нормативов накопления ТКО учитывались растительные отходы (ботва, обрезки сучьев), размещенные в контейнерах.