История строительства гидротехнических сооружений в Верхнекамском районе или как наши предки в 18-19 веках соединили верховья р. Вятки и р. Камы
Исторически сложившийся комплекс Верхнекамских гидротехнических сооружений и искусственных водохранилищ является частью водной системы, соединяющей реки Вятку и Каму.
Состоит данная водная система из четырех прудов - Большого (Верхнего) Кирсинского, Среднего (Малого) Кирсинского, Нижнего (Петровского) Кирсинского, Волосницкого и нескольких каналов, связывающих пруды между собой.
Сеть каналов состоит из:
- Волосницкого канала, который является самым протяженным (более 6 км) и соединяет Большой Кирсинский и Волосницкий пруды;
- небольшого канала (примерно 150 м), соединяющего Большой и Средний Кирсинские пруды;
- водоотводящих каналов, вытекающих из прудов.
Систему каналов дополнял затон на реке Вятке - так называемая гавань, где в прежние годы находилась пристань для погрузки и отправки продукции Кирсинского завода.
Хлыновский купец первой гильдии Григорий Михайлович Вяземский в 1725 году с группой специалистов горного дела прибыл в верховья реки Вятки, имея целью обследования рек, лесов, рудных залежей для выяснения возможности использования имеющихся богатств в промышленных целях. В районе впадающей в Вятку речки Кырсь (коми-зырянское слово, обозначающее «кора дерева») группа нашла залежи болотных железных руд.
В мае 1729 года здесь появились 20 строителей — крепостных Вяземского Г.М., которых он привез на постоянное местожительство: расчищать тайгу, рыть землянки.
В числе первоначальных задач заводчик считал создание водохранилища. Выбрав в долине речки Большой Кырсь (со временем укоренилось произношение Кирс) наиболее узкое место между двумя возвышенностями, он решил ставить плотину. Под руководством приглашенного специалиста, казенного плотинного мастера Евсея Крылосова, уже к сентябрю 1730 года земляная плотина была насыпана. Соорудили два шлюза — один для спуска вешних вод, другой — рабочий для регулируемой подачи воды по деревянным трубопроводам на водяные колеса, приводящие в действие молоты и воздуховоды-меха.
Вторым крупным звеном в системе заводских водохранилищ стал Волосницкий пруд, отсыпка плотины началась в 1790 году.
Идея заключалась в перекрытии реки Волосницы, текущей в северном направлении, и отводе воды по специально прорытому каналу в главный заводской пруд (Большой Кирсинский). Таким образом, создавался запас воды, позволявший перевести производство завода на круглогодичную деятельность. Возведение Волосницкого гидроузла в основном было завершено в 1810-м году.
Примерно в это же время велось строительство Волосницкого канала. По договоренности с казанским губернатором на стройку направляли крепостных татар – специалистов по земляным работам. К рытью канала активно привлекались и рабочие завода. Но в то время результат не был достигнут. Работы производились в сложнейших условиях водонасыщенных торфяных грунтов. Прямолинейная трасса канала проходила по болотистой местности, что требовало особенно тщательно укреплять стенки канала и трамбовать дно. Строительство было завершено только в 1864 году.
Затянувшиеся работы на реке Волоснице и острая производственная необходимость требовали от заводовладельцев принятия параллельных решений. В 1814 году на речке Малый Кирс была сооружена плотина Среднего (Малого) Кирсинского пруда, который соединяется с Большим прудом коротким каналом, оборудованным шлюзом-регулятором.
Идея создания этого резервного пруда состояла в необходимости повышения стабильности энергетической мощности водного напора при увеличении объема производственных площадей предприятия. В проектировании и строительстве этой плотины приняли участие иностранные инженеры и рабочие - военнопленные из наполеоновских войск.
В 1817 году чуть выше впадения реки Кирса в Вятку отсыпается плотина и наполняется Нижний пруд, образованный для повторного использования воды Большого и Среднего прудов. Нижний (Петровский) пруд непосредственно соединялся с гаванью, устроенной в рукаве речного русла и приспособленной для приема сырья и погрузки готовой продукции завода.
В середине ХХ столетия была проведена реконструкция гидроузлов Большого и Среднего Кирсинских водохранилищ. При реконструкции деревянные водосбросные сооружения были заменены на железобетонные.
За последние полсотни лет эти искусственные водохранилища, украсившие пейзаж окрестностей и органично вошедшие в городской ландшафт, стали природными памятниками, местом отдыха горожан, жителей и гостей района.
Современное предприятие ОАО «Кирскабель» и в настоящее время использует водные ресурсы Среднего Кирсинского водохранилища для производственных нужд (годовой объем забираемой воды составляет примерно 800,0 тыс.куб.метров в год).
В период с 2009 по 2010 годы из-за неудовлетворительного технического состояния и угрозы аварии был проведен капитальный ремонт Среднего Кирсинского гидроузла и шлюза на канале, соединяющем Большое и Среднее Кирсинские водохранилища.
Проект капитального ремонта в 2007 году был разработан институтом ОАО «Кировводпроект» по заказу министерства охраны окружающей среды Кировской области. Работы были выполнены подрядной организацией - ОАО «Стромит». Общая стоимость работ составила – 37,9 млн. руб.
В планах министерства охраны окружающей среды Кировской области и администрации Верхнекамского района на перспективу 2023-2025 годов разработка проекта и проведение капитального ремонта гидроузла Большого Кирсинского водохранилища.
Министерство охраны окружающей среды Кировской области выражает большую благодарность директору МКУК «Районный исторический музей» Жарковой Оксане Геннадьевне за помощь при подготовке информации и фотоматериалов.
Использованы материалы: Скопин Е.Л., Кривошеина Н.В. «Памятники архитектуры, градостроительства и монументального искусства Кировской области» п. 5.1. «Система плотин, дамб, прудов и каналов 1729, 1814, 1817 гг., Выпуск 4, Киров 2010. МКУК "Районный исторический музей" Верхнекамского района Кировской области