Вопрос-ответ
Cайты органов власти



Вопрос-ответ

О запахах в городе и чистом воздухе.

Не первый год в Кирове в летний период обостряется ситуация с запахами, которые ухудшают степень комфортности проживания для жителей. С чем это связано, какие проблемы возникают, кто должен их решать. Предлагаем разобраться совместно.

Контроль за качеством атмосферного воздуха осуществляется в плоскости межведомственного взаимодействия несколькими структурами в рамках своих полномочий: Роспотребнадзор - осуществляет контроль за качеством атмосферного воздуха в населенных пунктах, а также надзор за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов воздействия на человека. Росприроднадзор и министерство охраны окружающей среды – осуществляют контроль за выбросами от стационарных источников предприятий в рамках государственного экологического надзора. Кировский ЦГМС – осуществляет мониторинг качества атмосферного воздуха на стационарных постах наблюдений, ведётся круглосуточное наблюдение за состоянием загрязнения атмосферного воздуха по специальной программе.

Всеми надзорными организациями контролируется – подчеркнем – содержание вредных (загрязняющих) веществ (но не запахов) в соответствии с ПДК. По имеющей в министерстве охраны окружающей среды Кировской области информации Кировским ЦГМС превышений ПДК загрязняющих веществ в данный период не зарегистрировано.

Объективно возникает сложность при появлении неприятного запаха в воздухе. Во время проведения замеров в этот период превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в подавляющем большинстве случаев не выявляется. Это связано с тем, что чаще всего запах формируется не отдельным веществом, а сложной смесью веществ неизвестного состава, присутствующих в крайне незначительных количествах и в концентрациях значительно ниже ПДК. Особенностью таких веществ является то, что при незначительных концентрациях они обладают сильным и неприятным запахом.

При этом в настоящее время в России отсутствует система нормирования запахов на государственном уровне. Кроме того, чтобы доказать нарушения законодательства в случае появления запахов и их влияние на здоровье человека, требуется проведение специальных измерений. Для измерения запаха по степени воздействия на человека используется метод ольфактометрии. Этот количественный метод даёт возможность определить интенсивность запаха, основываясь на инструментальном анализе. Данные исследования проводят исследовательские институты, в частности НИИ «Атмосфера», но учитывая отсутствие утверждённого норматива, данные исследования в практике носят лишь информативный характер и не могут быть использованы на практике.

То есть, доказать при появлении неприятных запахов их влияние на здоровье человека и привлечь нарушителя к ответственности, даже при выявлении конкретного лица, в настоящее время по законодательству практически невозможно.

Дополнительно отметим, что Государственной Думой РФ планируется рассмотрение законопроекта «О внесение изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» в части нормирования и мониторинга интенсивности запаха в атмосферном воздухе». Речь идет о внедрении на территории РФ системы нормирования запахов, наделении органов исполнительной власти субъектов дополнительными полномочиями, позволяющими на уровне субъекта устанавливать региональные нормативы запаха, а так же осуществлять мониторинг интенсивности запаха. В конечном итоге это позволит установить качественно новый уровень контроля за организациями, осуществляющими выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выявлять и наказывать нарушителей.

Данный вопрос актуален не только для Кировской области. Жители и других регионов обращаются в органы Прокуратуры, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, региональные органы исполнительной власти, но, как указывается в пояснительной

записке к проекту федерального закона: «последние чаще всего не имеют возможности ни определить источник запаха, ни его состав, ни привлечь нарушителя к ответственности ввиду имеющего пробела права в действующем природоохранном законодательстве РФ, в частности, Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха»».

В настоящее время проект закона направлен Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы и другие федеральные органы исполнительной и законодательной власти, а также в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки отзывов, предложений и замечаний.

Тем не менее, и в существующих условиях природоохранными органами проводится работа с предприятиями, которые могут являться источниками запахов. Напомним о соглашении Правительства Кировской области с ООО «КИБИХ». В рамках соглашения предприятие проводит модернизацию очистных сооружений, в период 2017-2019 годов проведена замена первого сепаратора и декантера, что также способствует снижению интенсивности выбросов дурнопахнущих веществ. В 2020-2021 г. ООО «КИБИХ» запланировало приобретение на сумму 27 млн руб. фильтрующих пластин для фильтр-пресса и второго соплового сепаратора с целью улучшения фильтрации осадка и уменьшения уноса дрожжей на очистные. Эти мероприятия проводятся для прекращения брожения биологических веществ, которое является основной причиной появления запахов. Более 17 млн. руб. проплачено в 2020 году, оставшуюся сумму планируют оплатить до конца 2021 г.

Учитывая озабоченность жителей города, министерство проводит работу и по установлению источников вредных веществ, обладающих запахами, в том числе на объектах сельского хозяйства и коммунальной сферы.

Информацию о неудовлетворительном состоянии атмосферного воздуха рекомендуем направлять в:
Управление Роспотребнадзора – тел. 40-67-10;
Единую диспетчерскую службу Кирова – 48-00-00, с мобильного – 112;
Западно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, оперативный дежурный по Кировской области – 8-912-82070-541, приемная – 54-36-31;
министерство охраны окружающей среды Кировской области, приемная – 37-37-00; после 18.00 – дежурный 27-27-52 (доб. 5260).
Территориальная схема размещена на сайте министерства (priroda.kirovreg.ru) в разделе «Нормативно-правовые акты министерства».

Ссылка для ознакомления с электронной моделью территориальной схемы размещена в разделе «Проекты НПА».

В настоящее время в территориальную схему вносятся изменения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» (далее – постановление).

В соответствии с требованиями, установленными в постановлении, уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и проект территориальной схемы размещаются на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проведение общественных обсуждений актуализированной территориальной схемы в Кировской области планируется в 3 квартале 2019 года.
Сведения о выбросах необходимо предоставлять в свободной форме, в уведомительном порядке по месту постановки объекта НВОС на учет.
Посещение государственного природного заказника «Пижемский» туристами не запрещено. Но, в соответствии с положением о государственном природном заказнике «Пижемский», утвержденном постановлением Правительства Кировской области от 22 сентября 2009 г. № 25/318, на территории заказника постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания природного заказника "Пижемский" или причиняет вред его природным комплексам и их компонентам.

В границах памятника природы регионального значения «Чимбулатский ботанико-геологический комплекс», где и находятся «Утесы на Немде», запрещается:

- проезд и стоянка всех видов механических транспортных средств и внедорожной самоходной техники вне автомобильных дорог общего пользования;

- передвижение и стоянка плавучих средств с подвесными и стационарными лодочными моторами;

- устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок, лагерей и палаточных городков (включая спортивные) вне специально установленных мест;

- разведение костров вне специально отведенных для этих целей мест;

- полное, локальное или фрагментарное повреждение и уничтожение растительного покрова (древесно-кустарниковой растительности);

- загрязнение территории любыми видами отходов и продуктами жизнедеятельности человека вне зависимости от количества и объема последних;

- использование природных комплексов для целей, не предусмотренных задачами создания природного заказника.

Все виды хозяйственной деятельности, рекреационного и иного природопользования, не запрещенные настоящим Положением, осуществляются по согласованию с государственным учреждением (КОГБУ «Областной природоохранный центр»).

Таким образом, если Ваше мероприятие относится к указанной деятельности, то оно должно быть согласовано в соответствии с требованиями Положения.

Так же, сообщаем, что организацией туристической деятельности на одном из самых популярных в области мест отдыха - на берегу р. Немда в районе д. Фокино Советского района по согласованию с министерством охраны окружающей среды Кировской области занимается ООО «Свет Дизайн.

Контактное лицо – Новикова Ольга (тел. 8 909 1366670).
Пункты приема ртутьсодержащих ламп для жителей города  по данным администрации г. Кирова:

ТУ администрации города Кирова по Первомайскому району (специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Розы Люксембург, 3
ООО «ВятГорСервис» (специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Маршала Конева, 13
В районе дома № 4 (специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп)(специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп)
г. Киров (Радужный), ул. Индустриальная, 4
Специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп
г. Киров (Дороничи), ул. Мира, 1б
Специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп
г. Киров (п. Костино), ул. Победы, 4
Специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп
г. Киров (Нововятск), ул. Советская, 54
Специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп
г. Киров (Коминтерн), ул. П. Корчагина, 55
Специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп
г. Киров (п. Бахта) ул. Юбилейная, 10
Магазин Леруа Мерлен (специализированный контейнер для люминесцентных и энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Луганская, 53/1
Министерство охраны окружающей среды Кировской области (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Красноармейская, 17
Администрация города Кирова (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Воровского, 39
ТЦ «Вятка-ЦУМ» у входа в со стороны наземной автостоянки (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Воровского, 77
ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Воровского, 79
ТУ администрации города Кирова по Октябрьскому району (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Профсоюзная, 69
ТУ администрации города Кирова по Нововятскому району (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров (Нововятск), ул. Советская, 12
Магазин «Кристалл-Электро» (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Воровского, 102
Магазин «Весь свет» (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Ивана Попова, 21
Магазин «Венский свет» (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Молодой Гвардии, 51
Магазин «Кристалл-Электро» (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Ленинградская, 11
Магазин «Кристалл-Электро» (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Карла Маркса, 25
Магазин «Алтай-Сервис» (специализированный контейнер для энергосберегающих ламп)
г. Киров, ул. Производственная, 23


    С адресами пунктов приема ламп можно также ознакомится на сайте администрации г. Кирова и геоинформационном портале ГИС Кировской области по вкладкам «Экология и недропользование», «Места сбора ртутьсодержащих ламп» (адрес ссылки: https://oldgis.geokirov.ru).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частями 1.1., 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу пункта 26.2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов  является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме и входит в состав обязательных услуг, предоставляемых при управлении многоквартирным домом.
    Таким образом, в соответствии с законодательством по вопросу сдачи   ртутьсодержащих ламп Вы имеете право обратиться в Вашу управляющую компанию.
Обращаем внимание, что вышеуказанные места сбора ртутьсодержащих ламп организованы только для населения г. Кирова. В случае  образования отработанных ртутьсодержащих ламп в результате хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, передача отходов осуществляется ими самостоятельно по договору со специализированной организацией, утилизирующей отходы.
Пункты приема батареек для жителей города Кирова:

Министерство охраны окружающей среды Кировской области (специализированный контейнер для батареек)
г. Киров, ул. Красноармейская, 17
Администрация города Кирова (специализированный контейнер для батареек)
г. Киров, ул. Воровского, 39
Администрации города Кирова по Первомайскому району (оранжевый специализированный контейнер для батареек и ртутьсодержащих ламп)
г. Киров, ул. Розы Люксембург, 3

ООО ВятГорСервис (оранжевый специализированный контейнер для батареек и ртутьсодержащих ламп)
г. Киров, ул. Маршала Конева, 13

В районе дома № 4 (оранжевый специализированный контейнер для батареек и ртутьсодержащих ламп)
г. Киров (Радужный),
ул. Индустриальная, 4
Оранжевый специализированный контейнер для батареек и ртутьсодержащих ламп
г. Киров (Дороничи), ул. Мира, 1б
Оранжевый специализированный контейнер для батареек и ртутьсодержащих ламп
г. Киров (п. Костино), ул. Победы, 4
Оранжевый специализированный контейнер для батареек и ртутьсодержащих ламп
г. Киров (Нововятск), ул. Советская, 54
Оранжевый специализированный контейнер для батареек и ртутьсодержащих ламп
г. Киров (Коминтерн),
ул. П. Корчагина, 55
Оранжевый специализированный контейнер для батареек и ртутьсодержащих ламп
г. Киров (п. Бахта) ул. Юбилейная, 10


    С адресами пунктов приема ламп и батареек можно также ознакомится на сайте администрации г. Кирова и геоинформационном портале ГИС Кировской области по вкладкам «Экология и недропользование», «Места сбора ртутьсодержащих ламп» (адрес ссылки: https://oldgis.geokirov.ru).
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с частями 1.1., 1.2. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу пункта 26.2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, обязанность по организация накопления отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов  является частью содержания общего имущества в многоквартирном доме и входит в состав обязательных услуг, предоставляемых при управлении многоквартирным домом.
    Таким образом, в соответствии с законодательством для определения места приема отходов I - IV классов опасности, к которым в том числе относятся батарейки и аккумуляторы, Вы имеете право обратиться в Вашу управляющую компанию.