О запахах в городе и чистом воздухе
Не первый год в Кирове в летний период обостряется ситуация с запахами, которые ухудшают степень комфортности проживания для жителей. С чем это связано, какие проблемы возникают, кто должен их решать. Предлагаем разобраться совместно.
Контроль за качеством атмосферного воздуха осуществляется в плоскости межведомственного взаимодействия несколькими структурами в рамках своих полномочий: Роспотребнадзор - осуществляет контроль за качеством атмосферного воздуха в населенных пунктах, а также надзор за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов воздействия на человека. Росприроднадзор и министерство охраны окружающей среды – осуществляют контроль за выбросами от стационарных источников предприятий в рамках государственного экологического надзора. Кировский ЦГМС – осуществляет мониторинг качества атмосферного воздуха на стационарных постах наблюдений, ведётся круглосуточное наблюдение за состоянием загрязнения атмосферного воздуха по специальной программе.
Всеми надзорными организациями контролируется – подчеркнем – содержание вредных (загрязняющих) веществ (но не запахов) в соответствии с ПДК. По имеющей в министерстве охраны окружающей среды Кировской области информации Кировским ЦГМС превышений ПДК загрязняющих веществ в данный период не зарегистрировано.
Объективно возникает сложность при появлении неприятного запаха в воздухе. Во время проведения замеров в этот период превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в подавляющем большинстве случаев не выявляется. Это связано с тем, что чаще всего запах формируется не отдельным веществом, а сложной смесью веществ неизвестного состава, присутствующих в крайне незначительных количествах и в концентрациях значительно ниже ПДК. Особенностью таких веществ является то, что при незначительных концентрациях они обладают сильным и неприятным запахом.
При этом в настоящее время в России отсутствует система нормирования запахов на государственном уровне. Кроме того, чтобы доказать нарушения законодательства в случае появления запахов и их влияние на здоровье человека, требуется проведение специальных измерений. Для измерения запаха по степени воздействия на человека используется метод ольфактометрии. Этот количественный метод даёт возможность определить интенсивность запаха, основываясь на инструментальном анализе. Данные исследования проводят исследовательские институты, в частности НИИ «Атмосфера», но учитывая отсутствие утверждённого норматива, данные исследования в практике носят лишь прикладной характер.
То есть, доказать при появлении неприятных запахов их влияние на здоровье человека и привлечь нарушителя к ответственности, даже при выявлении конкретного лица, в настоящее время по законодательству практически невозможно.
Дополнительно отметим, что Государственной Думой РФ планируется рассмотрение законопроекта «О внесение изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» в части нормирования и мониторинга интенсивности запаха в атмосферном воздухе». Речь идет о внедрении на территории РФ системы нормирования запахов, наделении органов исполнительной власти субъектов дополнительными полномочиями, позволяющими на уровне субъекта устанавливать региональные нормативы запаха, а так же осуществлять мониторинг интенсивности запаха. В конечном итоге это позволит установить качественно новый уровень контроля за организациями, осуществляющими выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выявлять и наказывать нарушителей.
Данный вопрос актуален не только для Кировской области. Жители и других регионов обращаются в органы Прокуратуры, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, региональные органы исполнительной власти, но, как указывается в пояснительной записке к проекту федерального закона: «последние чаще всего не имеют возможности ни определить источник запаха, ни его состав, ни привлечь нарушителя к ответственности ввиду имеющего пробела права в действующем природоохранном законодательстве РФ, в частности, Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха»».
В настоящее время проект закона направлен Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы и другие федеральные органы законодательной власти, а также в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки отзывов, предложений и замечаний.
Тем не менее, и в существующих условиях природоохранными органами проводится работа с предприятиями, которые могут являться источниками запахов. Напомним о соглашении Правительства Кировской области с ООО «КИБИХ». В период 2017-2019 годов предприятием была проведена замена первого сепаратора и декантера, что также способствует снижению интенсивности выбросов дурнопахнущих веществ. В 2020-2021 г. ООО «КИБИХ» запланировало приобретение на сумму 27 млн руб. фильтрующих пластин для фильтр-пресса и второго соплового сепаратора с целью улучшения фильтрации осадка и уменьшения уноса дрожжей на очистные. Эти мероприятия проводятся для прекращения брожения биологических веществ, которое является основной причиной появления запахов. Более 17 млн. руб. проплачено в 2020 году, оставшуюся сумму планируют оплатить до конца 2021 г.
Учитывая озабоченность жителей города, министерство проводит работу и по установлению источников вредных веществ, обладающих запахами, в том числе на объектах сельского хозяйства и коммунальной сферы.
Вместе с тем информацию о неудовлетворительном состоянии атмосферного воздуха рекомендуем направлять в Управление Роспотребнадзора – тел. 40-67-10; Единую диспетчерскую службу Кирова – 48-00-00, с мобильного – 112; Западно-Уральское межрегиональное Управление Росприроднадзора, оперативный дежурный по Кировской области – 8-912-82070-541, приемная – 54-36-31; министерство охраны окружающей среды Кировской области, приемная – 37-37-00; после 18.00 – вахта 27-27-52 (доб. 5260).