В Кировской области предлагается усилить работу по формированию экологической культуры учащихся
В министерстве охраны окружающей среды Кировской области прошло совместное заседание двух общественных советов –
при министерстве охраны окружающей среды и при министерстве образования Кировской области, координационно-методического совета по экологическому образованию воспитанию и просвещению населения Кировской области.
Мы рассмотрели и обсудили комплекс взаимосвязанных вопросов, которые волнуют общественность и которые необходимо решать совместными усилиями, – отметила министр охраны окружающей среды Кировской области Алла Албегова.
Первым был рассмотрен вопрос о состоянии зеленых насаждений в городе Кирове. В обсуждении приняли участие представители администрации города Кирова.
Любовь Кондакова, профессор кафедры экологии и природопользования Института химии и экологии ВГУ, – древесно-кустарниковая флора г. Кирова представлена 95 видами, но число этих видов в последние годы снижается и есть необходимость увеличения количества зеленых насаждений на городских территориях.
На растения оказывает влияние состояние атмосферного воздуха. Наиболее газоустойчивыми, то есть переносящими загрязнение атмосферного воздуха видами являются: туя западная, бузина, снежноягодник белый, боярышник красный. Сильно страдают от загрязнения воздуха ель, пихта, сосна сибирская, можжевельник, клен остролистный, тополь бальзамический, сирень обыкновенная, черёмуха обыкновенная.
Специалисты рекомендуют для озеленения использовать берёзу, вяз шершавый, клён остролистный, крушину, липу, лиственницы, ольху, рябину, осину, тополь лавролистный, тую западную, черёмуха и другие виды деревьев и кустарников.
Представители администрации г. Кирова информировали, что сейчас практически 60% от всех посадок в городе занимает липа, как наиболее оптимальное дерево по красоте, стойкости, качеству.
По данному вопросу участники заседания единогласно приняли решение о необходимости организации совещания при главе администрации г. Кирова с рассмотрением вопроса об озеленении города с учетом прозвучавших предложений. В том числе рекомендации по изучению опыта Нижнего Новгорода по инвентаризации зеленых насаждений, разработке аналогичной программы по Кирову с привлечением студентов и волонтеров, придания особо ценным экземплярам деревьев статуса памятников природы местного значения.
Екатерина Рябова, заведующая кафедрой экологии и природопользования Института химии и экологии ВГУ, подняла вопрос о необходимости воссоздания опорных школ по экологии в Кировской области. В конце 90-х и начале 2000-х годов в области действовала система опорных школ по экологии, которые были созданы во всех районах, были подготовлены педагогические кадры по экологии.
- Наше министерство поддерживает предложение ВятГУ, – подчеркнула Алла Албегова. – Необходимо повышать уровень эколого-просветительской работы на уровне муниципальных образований. Это окажет положительное влияние на формирование экологической культуры учащихся, уровень их знаний и поможет сформировать экологически ориентированную категорию детей и подростков.
В министерстве образования отметили, что формирование у обучающихся экологических знаний и воспитание бережного отношения к природе являются одними из обязательных требований федеральных государственных образовательных стандартов. Экологические темы изучают в рамках предметов естественнонаучного профиля. Дополнительное введение предмета «Экология» возможно по решению образовательной организации. В настоящее время на базе опорных школ области сформированы 13 профильных классов, в которых дополнительно изучаются вопросы экологического образования, также в 32 школах области сформированы химико-биологические классы (группы).
Совместная работа двух министерств по формированию экологической культуры учащихся будет продолжена.
Далее участники заседания рассмотрели вопрос об организации системы школьного лесничества на территории области.
Представители министерства лесного хозяйства Кировской области информировали, что в 4 квартале 2019 года к 4 действующим лесничествам на территории области добавилось еще 6 школьных лесничеств. Численность учащихся превысила 200 человек. В 2019 году ребята участвовали в проведении лесохозяйственных работ (посадка лесных культур на площади 1,4 гектара, уход за питомниками, заготовка семян и шишек (12 килограмм), изготовлении искусственных гнездовий для птиц (113 скворечников), кормушек (143), написании 21 научно-исследовательской работы и других мероприятиях. Кировские школьные стали призерами всероссийских конкурсов «Подрост» и «Всероссийский слёт школьных лесничеств».
Система школьных лесничеств, о которых нам сегодня рассказали, – отметила Тамара Ашихмина, – председатель общественных советов при министерстве образования и охраны окружающей среды, – тоже может стать одним из звеньев системы опорных школ по экологии, так как вопросы защиты и воспроизводства лесных богатств области являются главным приоритетом работы школьных лесничеств. Необходимо эту систему развивать и дальше, и особое внимание уделить подготовке педагогических кадров.